Поперечник следа в средней части ступни
Определение наличия плоскостопия практическая
Определение наличия или отсутствия плоскостопия
Изучите схематическое изображение костей стопы
Различают стопу нормальную, уплощенную и плоскую. Плоскостопие может быть продольным и поперечным (рис.4.).
г Схематическое изображение костей стопы: а) в норме, б) при продольном плоскостопии, г) при поперечном плоскостопии. Определение формы стопы (в): а — ширина перешейка; а + б — ширина стопы |
Рис 4. Схематическое изображение костей стопы
2. Изучите плантограммы по рис. 5. и 6.
Рис. 5. Плантограмма в норме |
Рис. 6. Виды плантограмм при нарушении формы стопы |
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Лучшие изречения: Для студента самое главное не сдать экзамен, а вовремя вспомнить про него. 9760 — | 7377 — или читать все.
91.146.8.87 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.
Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)
очень нужно
Главная > Документ
Информация о документе |
Дата добавления: |
Размер: |
Доступные форматы для скачивания: |
комитет по образованию администрации
городского округа «город калининград»
муниципальное автономное общеобразовательное учреждение города Калининграда
Практическая работа по «Анатомии, физиологии и гигиене человека»
Практическая работа № 9
Тема: Определение наличия плоскостопия
На правах автора
Павлова И.Б.Носова Н.Ф.
Практическая работа № 9
Тема: Определение наличия плоскостопия
Цель: научиться определять данное нарушение скелета.
Оборудование : лист бумаги, карандаш, линейка.
1. Встаньте босыми ногами на лист бумаги и обведите карандашом подошву.
2. Соедините касательной след от плюсны со следом от пятки (Линия АК).
3. Найдите средину линии АК, она обозначена буквой М.
4. Проведите два отрезка, перпендикулярные линии АК, восстановив их в точке касания А и в средней точке М. Точку пересечения линии МД со следом обозначьте буквой С.
5. Измерьте отрезки АВ и СД. Точка С лежит в том месте, где линия МД пересекает след ступни в средней части. У некоторых отрезок СД может равняться 0.
6. Рассчитайте показатель плоскостопия по формуле:
Т* 100% , где Т – отрезок стопы СД, Р- отрезок стопы АВ
7. Если полученное число не превышает 33%, то стопа имеет правильную форму, плоскостопия нет.
Стопа – нормальная, уплощённая и плоская.
Рис. 2. Виды плантограмм
а – нормальная стопа; б – уплощённая стопа; в – плоскостопие
.На полученном отпечатке (рис. 2) проводят линии от середины пятки ко второму межпальцевому промежутку и к середине основания первого пальца. Если контур отпечатка стопы в серединной части не перекрывает линии, стопа нормальная, если перекрывает первую линию – уплощённая, если вторую – плоскостопие.
8. Сделайте вывод о наличии или отсутствии плоскостопия, перечислите условия, способствующие неправильному формированию стопы.
от проекта «Инфоурок»
Отдых и оздоровление в экологически чистом
регионе Беларуси для детей 8-17 лет
(всего 59 800 33 300 руб. за 14 дней, 11-24 августа)
Лабораторная работа: «Выявление плоскостопия»
Оборудование: таз с водой, лист бумаги, простой карандаш.
Здоровая стопа представляет собой гармонично слаженный механизм, состоящий из костей, мышц и сухожилий. Своды — важнейший структурный элемент стопы, которые работают как пружины и рычаги, обеспечивая максимальный комфорт при движении (амортизирующая способность).
Плоскостопие – деформация стопы, заключающаяся в частичном или полном опущении свода стопы. При плоскостопии стопа соприкасается с полом почти всеми своими точками, и след лишён внутренней выемки. Причина – слабость мышечно-связочного аппарата стопы.
Плантография – методика, которая заключается в получении отпечатка контура стопы на бумаге. Смажьте подошвы, каким-либо красящим веществом (тушь, йод, раствор Люголя, зеленка и др.), жирным кремом. Затем на листе бумаге оставьте отпечаток, так, чтобы нагрузка на стопы была равномерной . Контуры следа обведите простым карандашом. Отпечатки следов стопы закрепите в тетради.
Найдите центр пятки и центр третьего пальца. Соедините две найденные точки прямой линией. Оцените свои результаты. Если в узкой части след не заходит за линию, плоскостопия нет (см. рис. 39 в учебнике).
На листе бумаги проведите линию параллельно подошвенной вырезке от пальцев к пятке, и к ней же проведите перпендикуляр в самом глубоком месте вырезки до наружного края стопы. В том случае, когда отпечаток узкой части стопы занимает половину и более линии проведенной перпендикулярно первой линии, то это говорит о плоскостопии.
Тест № 3:
АВ — ширина плюсневой части стопы в см (левая, правая).
С D — ширина отпечатка стопы в её средней части (левая, правая).
Высчитайте % плоскостопия: С D разделите на АВ, до 30% — стопа нормальная.
Есть ли у вас плоскостопие?
Лечебная физкультура, гимнастика.
Ношение удобной обуви. При необходимости специальная ортопедическая обувь.
Ношение ортопедических стелек.
Общеукрепляющие процедуры: хождение по росе, инею, босыми ногами по земле и камням.
Чем грозит плоскостопие и что с ним делать
Плоскостопие — это не отмазка от армии, а серьёзная проблема, из-за которой больно ходить и даже сидеть. Лайфхакер разобрался, как провести простейший тест на плоскостопие и как не превратить ноги в ласты.
Что такое плоскостопие и откуда оно берётся
Плоскостопие — это деформация стопы. У здорового человека кости образуют два свода: продольный и поперечный. Выглядят они как арка в средней части стопы. Такая арка служит амортизатором, помогает распределять нагрузку при ходьбе.
У больного человека стопа соприкасается с полом при ходьбе. От этого страдают кости и суставы.
У всех маленьких детей есть плоскостопие в той или иной степени. Оно не связано с отклонениями, а проявляется потому, что ребёнок ещё растёт и формируется. Поэтому до 5–6 лет диагноз «плоскостопие» не ставится.
Свод стопы состоит из костей, связок и мышц. Когда связки и мышцы не могут нормально работать, они не поддерживают кости в правильном положении, развивается плоскостопие. Чаще всего плоскостопие начинает формироваться в детском и подростковом возрасте и со временем становится только сильнее.
Основные причины плоскостопия:
- Ногам не хватает нагрузки. Если не ходить, не бегать, не тренироваться и вообще постоянно сидеть, то мышцы не будут работать, ослабнут и не смогут выполнять основные функции.
- Нагрузка на ноги слишком высока. Это бывает из-за лишнего веса или если приходится много стоять без движения. Сюда же относится неудобная обувь и высокие каблуки: нельзя всегда держать ногу в неудобном положении.
- Травмы и болезни. Это переломы, параличи, рахит в детстве.
Впрочем, иногда плоскостопие — это генетический привет от родителей, когда нормальный свод стопы не формируется из-за наследственности.
К чему приводит плоскостопие
Если степень плоскостопия небольшая, то оно не доставляет неудобств. Но если стопа деформировалась сильно, проявляются неприятные последствия: ноги быстро устают и отекают, начинают болеть.
Как сказано выше, своды стопы нужны, чтобы пружинить и распределять нагрузку при ходьбе и в вертикальном положении. Когда стопа этим не занимается, нагрузка ложится на другие суставы: коленные, тазобедренные. Они болят, у человека меняется походка. Позвоночник тоже страдает. Плоскостопие может привести к серьёзным проблемам вплоть до грыжи межпозвоночных дисков.
Именно поэтому с плоскостопием не берут в армию: высокие физические нагрузки во время службы могут привести к травмам позвоночника.
Если плоскостопие не лечить, деформация стоп усиливается, появляются пяточные шпоры, болезненные косточки на больших пальцах, мозоли.
Как обнаружить плоскостопие
Плоскостопие бывает продольным и поперечным. Но в чистом виде такое встречается редко. Чтобы узнать, есть ли у вас проблемы, нужно посмотреть на изгибы сводов стопы.
Для этого проведите элементарный тест. Такое измерение условно и приблизительно, зато не требует вычислений. Смажьте стопу красителем (например, пальчиковыми детскими красками, которые легко смываются) или жирным кремом. Потом встаньте обеими ногами на лист бумаги (ноги должны быть на расстоянии 10–15 см друг от друга) и проанализируйте отпечаток.
Для начала проведите прямую линию между выступающими частями внутреннего края стопы. Потом найдите середину этой линии и опустите перпендикуляр к противоположному краю стопы. Разделите полученную линию на три равных отрезка.
В норме отпечаток свода должен занимать одну треть линии, максимум — половину. Если отпечаток перевалил за эти значения, то пора собираться к доктору, который проведёт более точную диагностику, направит на рентгенографию и выдаст рекомендации.
Как лечить плоскостопие
Полностью избавиться от плоскостопия почти невозможно, особенно если его заметили поздно: деформация затрагивает кости, а их так просто не переделаешь. Но лечение сдерживает заболевание, не даёт ему развиваться. Что помогает при плоскостопии:
- Операция. Хирургическое лечение требуется в тяжёлых случаях.
- Лекарства. Их выписывает врач, чтобы снять боль и напряжение.
- Физиотерапия. Направление на курс также выдаёт врач.
- Массаж. Разминайте стопы самостоятельно и не забывайте несколько раз в год проходить курсы лечебного массажа.
- Специальная обувь и стельки-супинаторы. При лёгкой степени плоскостопия они неплохо помогают затормозить развитие болезни. Но их нельзя постоянно носить для профилактики, чтобы не ослабить мышцы. Для сложных случаев ортопедическую обувь изготавливают на заказ.
- Лечебная физкультура. Это эффективный способ исправить плоскостопие, но заниматься нужно регулярно.
Упражнения для лечения и профилактики плоскостопия
У упражнений для лечения и профилактики плоскостопия есть большой плюс: они забавные и их не скучно выполнять. Некоторые похожи на школьную физкультурную разминку.
- Ходите на носках и на пятках, на внутренних и внешних сторонах стоп.
- Ходите с поджатыми пальцами ног и с поднятыми пальцами.
- Снимите обувь и стопами перекатывайте небольшой плотный мяч или бутылку с водой.
- Поднимайте с пола мелкие предметы, захватывая их пальцами ног.
- Стоя на месте, перекатывайтесь с носков на пятки.
- Сидя или лёжа, вращайте стопами в разные стороны.
Часть этих упражнений выполняйте в течение дня. Например, сидя за рабочим столом, вращайте стопами или по дороге с работы пройдитесь на носках и на пятках.
Есть и такие упражнения, которым стоит посвятить 5 минут после работы.
- Сядьте на стул, разведите колени и соедините стопы. Прижмите носки ног друг к другу, а пятки отводите и соединяйте. Представьте, что вы лягушка, которая хлопает пятками.
- Погладьте ногу от носка до колена стопой другой ноги.
- Приседайте на носочках. Возьмите гимнастическую палку (круглую), встаньте на неё и приседайте.
- Сядьте на стул, положите на пол бумажную салфетку. Соберите её пальцами ног, не отрывая стоп от пола.
- Рисуйте ногами: хоть пальчиковыми красками, хоть карандашами.
Как не допустить плоскостопия
Детей регулярно осматривает хирург, поэтому не пропускайте обязательные приёмы: доктор заметит, если с развитием ребёнка что-то не так.
Взрослым придётся следить за ногами самостоятельно. Это не так сложно: дозируйте нагрузку на ноги, поддерживайте здоровый вес и носите удобную обувь. Правильная обувь устойчива и довольно свободна, чтобы не пережимать ногу. Она имеет небольшой каблук (до 3 см), высокий и твёрдый задник.
А если вы не можете без красивой, но неудобной обуви, то хотя бы не носите её с утра до вечера и почаще делайте разминку для стоп.
Поперечное плоскостопие: симптомы, лечение, профилактика
Поперечное плоскостопие – изменение конфигурации скелета стопы. Деформация возникает при ослаблении мышечного и связочного аппаратов.
Формы и виды заболевания
Продольное плоскостопие обуславливается опущением арок, опирающихся на пяточный бугор. Патологические изменения затрагивают стопу. Она уплощается и увеличивается по длине. Эта форма часто сочетается с поперечным плоскостопием разной степени. При поперечном плоскостопии архитектоника стопы нарушается ближе к фалангам пальцев. Отклонения выражаются в уменьшении длины стопы, расширении ее переднего отдела.
Провокаторами заболевания служат внешние факторы, либо наличие перенесенных патологий.
Плоскостопие подразделяют на несколько видов:
-
травматическое – формируется вследствие полного или частичного нарушения целостности пяточной кости, предплюсневых костей и лодыжек; паралитическое – паралич большеберцового нерва, затрагивает голень и подошвенные мышцы; полиомиелит в анамнезе; рахитическое – слабость костно-мышечной системы, несопоставимая с нагрузкой тела; статическое – самый распространённый вид; предпосылки – увеличение массы тела, малоподвижный образ жизни, возрастные изменения, чрезмерная нагрузка на опорно-двигательный аппарат, ношение неудобной обуви.
Причины и признаки появления поперечного плоскостопия
У правильно сформированной стопы фаланги пальцев ног прикреплены к головкам плюсневых костей параллельно друг другу. Оставаться в таком положении им помогают связки и мышцы, при ослаблении которых происходит деформация поперечного свода стопы. Кости занимают веерообразное направление, вслед за ними отклоняются сухожилия. Изменение конфигурации сопровождается искривлением большого пальца наружу и смещением головки плюсневой кости.
Яркие проявления поперечной формы плоскостопия:
-
видоизменение очертаний стопы; быстрая утомляемость нижних конечностей; боли в переднем отделе стопы; огрубение кожи под плюсневыми головками; образование мозолей и бурситов на межфаланговых суставах; костно-хрящевые разрастания; жжение, непроизвольное сокращение мышц голени; стянутость сухожилий на разгибе пальцев.
Женщинам в период вынашивания плода нужно внимательно относиться к болям в ногах. Они могут быть предвестниками развития плоскостопия в силу прибавления в весе и смещения центра тяжести.
Методы диагностики
Основной метод диагностирования патологии – рентгенография стоп. Процедуру проводят в вертикальном положении. Для детализации клинической картины снимки делают под разными ракурсами. Исследование назначает ортопед после визуального осмотра стопы с учетом особенностей в походке, износе обуви, мышечных реакциях.
Он же проводит компьютерную диагностику, позволяющую определить тип свода стопы и нагрузку на нее. Компьютер точно показывает те точки, которые перегружены за счет давления массы тела.
Самый старый, но до сих пор актуальный метод – исследование стопы с помощью стопомера, либо обычной линейки, циркуля, транспортира. После измерение стопы инструментами и изучения следа босой ноги на бумаге, выводится подометрический индекс. Цифры от 29 до 31 говорят о норме. При увеличении ширины стопы по отношению к длине от 42 и выше врач диагностирует поперечное плоскостопие.
Патологические изменения могут затронуть ближайшие кровеносные сосуды и нервные волокна. Поэтому дополнительно назначаются консультации хирурга-флеболога и невропатолога.
Комплекс лечебных мероприятий
Предпочтение в лечении патологии отдается консервативному методу.
Первоочередная задача:
-
устранение болевой симптоматики; укрепление мышечно-связочного аппарата – гимнастические упражнения; обеспечение клеточного питания тканей – массаж с кремами, обогащенными полезными веществами; ножные ванны с травяными настоями; ношение ортопедической обуви; использование специальных стелек и межпальцевых валиков; физиотерапия – УВЧ; парафин; электрофорез с тримекаином, новокаином; фонофорез с гидрокортизоном.
В наиболее тяжелых случаях с резко выраженным течением показано хирургическое вмешательство. Во время операции удаляют хрящевой нарост, выравнивают кости, перемещают и подтягивают сухожилия. Чтобы предотвратить искривление, кости фиксируются с внутренней стороны стопы специальным приспособлением. Новые разработки в этой области минимизируют дискомфорт операбельного больного и уменьшают срок реабилитации.
Как предотвратить развитие плоскостопия
Не стоит дожидаться критических результатов. Лучше предотвратить заболевание, чем потом бороться с последствиями. Хождение – отличная профилактика плоскостопия. Приоритет отдается ходьбе босиком по неровной бугристой поверхности: песку, гальке, массажному коврику, тренажерам. Передвижение на мысках, пятках, перекатывание с одной стороны на другую – лечебная гимнастика для стоп. Можно совместить приятное с полезным – потанцевать. Движения принесут не только радость, но и большую пользу.
Здоровое питание, обогащенное фруктами и овощами – возможность предотвратить патологию. Увеличение массы тела вызывает избыточное давление на свод стопы.
Немаловажный аспект в предупреждении развития плоскостопия – использование ортопедических стелек -супинаторов. Они расслабляют мышцы, находящиеся в постоянном тонусе, перенося нагрузку на незадействованные раннее. Формируют правильную постановку ног при ходьбе. Предотвращают нарушение работы опорно-двигательного аппарата. Стельки можно купить готовые, либо сделать по индивидуальному заказу в ортопедическом салоне.
И главное – профилактическая обувь. Она разрабатывается с учетом изменения конфигурации стопы на начальном этапе плоскостопия и для профилактики этого заболевания. Помогает вылечить мозоли и наросты, улучшает циркуляцию крови, уменьшает утомляемость ног.
Выбирая сей предмет гардероба, следует руководствоваться следующими критериями:
-
наличие высокого задника, уплотненного кожаной вставкой для фиксации стопы; устойчивая широкая платформа и каблук; соответствующая полнота – носок широкий, но при этом облегает ногу; отсутствие внутренних швов, способных создавать дискомфорт во время ходьбы.
Ортопедические изделия для облегчения ходьбы
Ортопедическая обувь в обязательном порядке проходит клинические испытания. Перед поступлением в продажу продукция сертифицируется на соответствие заявленному качеству и уровню. Обувь предназначена для коррекции патологических изменений нижних конечностей, поэтому оснащена:
-
супинатором, который амортизирует вибрацию при ходьбе, обеспечивает плавность переката через стопу; стелькой в области продольного свода стопы; каблуком Томаса с удлиненной внутренней частью, что обеспечивает опороспособность и балансировку стопы при ходьбе, помогает не заваливать ее вовнутрь; хорошо гнущейся подошвой.
Бренд | Ортопедическое изделие | Цены в рублях |
ОРТЕК (Россия) | туфли | 5000 – 7000 |
сапоги | 12000 – 16000 | |
полусапожки женские | 4900 – 5100 | |
JANITA (Финляндия) | сапоги | 13000 – 17000 |
Woopy (Турция) | детские ботинки | 1000 – 1200 |
Lucro (Италия) | ботинки мужские | 16800 |
Adidas (Германия) | кроссовки | 7000 – 25000 |
Nike (США) | кроссовки | 5000 – 16000 |
Belwest (Беларусь) | домашнее тапочки | 650 – 750 |
Обувной ассортимент для облегчения ходьбы разнообразен (от сапог до домашних тапочек) и эстетичен (не отличается от обычных моделей). При необходимости в ортопедической обуви можно ходить весь день.
Противопоказание при поперечном плоскостопии
Во избежание осложнений при диагностированном поперечном плоскостопии не рекомендуется:
Конспект урока по биологии ‘Нарушение осанки и плоскостопие’ (8 класс)
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 24»
«Нарушение осанки и плоскостопие».
Учитель: Булышева Л.В.
г. Сыктывкар, 2015
Тема: Нарушение осанки и плоскостопие.
Цель: разъяснить отрицательные последствия нарушения осанки и плоскостопия, познакомить учащихся с методами самоконтроля и коррекции осанки.
– Рассмотреть основные критерии правильной осанки тела.
-Рассмотреть методику определения искривлений позвоночника и плоскостопия.
-Разъяснить учащимся отрицательные последствия плоскостопия и нарушения осанки.
-Охарактеризовать методы профилактики искривлений позвоночника и плоскостопия.
-Развивать умения анализировать факторы окружающей среды, нарушающие здоровье человека.
-Развивать лаконичную правильную биологическую речь.
-Развивать умения делать выводы.
-Развивать повышенный интерес к биологии и медицине.
-Показать актуальность данной проблемы.
-Сформировать в сознаниях учащихся отрицательного отношения к факторам, разрушающим здоровье человека.
-Пропагандировать среди учащихся здоровый образ жизни.
Приводить доказательства (аргументация) необходимости соблюдения мер профилактики травматизма, нарушения осанки и развития плоскостопия.
Применяемые технологии: информационные технологии, технологии здоровьесбережения.
Основные методы: словесный, наглядный, исследовательский.
Тип урока: изучение нового материала и первичное закрепление.
Форма организации познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная, парная.
Оборудование: таблицы: «Скелет человека», «Профилактика нарушений осанки и плоскостопия», компьютер, экран, мультимедийный проектор, презентация к уроку.
Приветствует учащихся, проверяет готовность учащихся к уроку, создаёт доброжелательную рабочую атмосферу.
Приветствуют учителя, положительно настраиваются на учебную деятельность
II. Актуализация знаний обучающихся.
Ведёт фронтальную беседу с учащимися.
1.Назовите и покажите на модели элементы скелета, обозначенные на рисунке вопросительными знаками.
2.Охарактеризуйте представленные типы соединения костей.
3.Перед вами нормальная кость, прокаленная кость и декальцинированная кость. Какие выводы можно сделать о химическом составе костей и о значении веществ образующих кости?
4.В романе Жюля Верна описывается забавный случай путешественники собрались поужинать мясом ламы гуанако, но оказалось, что мясо несъедобно «Быть может, оно слишком долго лежало?» – спросил один из путешественников. «Нет, оно слишком долго бежало», – ответил ученый Паганель. Действительно мясо гуанако съедобно, если животное поймано во время отдыха. Почему?
Отвечают на вопросы учителя
III.Мотивация и целеполагание
Предлагает посмотреть внимательно на рисунок, на нем изображены люди, которые идут по своим делам. Чем же отличается движения этих людей? (демонстрация слайда «Осанка при ходьбе»).
Подводит учащихся к формулировке темы урока, задавая вопрос: как вы думаете, чему сегодня посвящен урок?
Корректирует предположения учеников, уточняет тему урока.
Высказывают свои мысли. Слушают и просматривают рисунок.
Высказывают свои предположения, самостоятельно формулируют тему урока
Записывают тему урока в тетрадь.
IV.Изучение нового материала
Знакомит учащихся с понятием осанка, с наиболее распространёнными нарушениями осанки (сутулость, сколиоз), используя электронное приложение к учебнику
Выберите и подчеркните только правильные, на ваш взгляд, утверждения:
Голова и туловище держится (наклонно, прямо, откинувшись назад);
(Голова, рука, шея) слегка приподнята;
Несколько отведены назад (плечи, ноги, руки);
Грудная клетка (вогнута, развернута, выпукла);
Плечи находятся на (разном, одном) уровне;
Живот (подобран, опущен, расслаблен);
В поясничной части имеется (небольшой, средний, большой) изгиб вперед
Организует практическую работу «Определение нарушения осанки»
Причины нарушения правильной осанки тела
В. Каковы последствия нарушения осанки тела?
В. Какие меры необходимо применять для предупреждения нарушений осанки?
«На день рождения подруги школьница Маша пошла в новых туфлях на высоких каблуках, которые выпросила у мамы. Хотя идти было не близко, и ноги быстро устали, она себя чувствовала совсем взрослой и счастливой. После праздничного стола все пошли танцевать. Но через некоторое время из-за болей в ногах Маше пришлось отказаться от танцев и провести остаток вечера, сидя на диване в тапочках хозяйки».
В. Как вы считаете, что стало причиной болей в ногах Маши?
Знакомит с плоскостопием, организует практическую работу по определению данного нарушения (учащиеся заранее сделали отпечатки своих стоп дома)
О каком нарушении опорно-двигательного аппарата идет речь в отрывке из произведения Гоголя «Мертвые души»?
“Когда Чичиков взглянул искоса на Собакевича, он ему на этот раз показался весьма похожим на средней величины медведя. Для довершения сходства фрак на нем был совершенно медвежьего цвета, рукава длинны, панталоны длинны, ступнями ступал он и вкривь и вкось и наступал беспрестанно на чужие ноги. “
Слушают учителя, рассматривают слайды, рисунки в учебнике, обсуждают понятие осанка, выясняют, какой должна быть правильная осанка, причины нарушений осанки.
Работают в парах, выполняют практическую работу: исследуют осанку.
Слушают учителя, выполняют практическую работу индивидуально, оформляют её в тетради
Предлагает ответить на вопросы
1.На уроке я узнал…, понял…, научился…
2.Работать мне было…
Рефлексируют свою деятельность
Предлагает сделать выбор
1.Изучить §13 учебника, ответить на вопросы.
2.Подберите интересный материал о спортивном долголетии и подготовьте сообщение или презентацию.
3.Подобрать комплекс лечебных упражнений для учащихся, имеющих плоскостопие и изготовить буклет.
4. Составить синквейн.
VII. Завершение урока
Закончить урок хочется высказыванием, которое древние греки выбили на камне:
«Хочешь быть здоровым – бегай.
Хочешь быть красивым – бегай.
Хочешь быть умным – бегай».
В. Как вы думаете, почему они были такого мнения?
Высказывают своё мнение на заданный вопрос.
Практическая работа № 4.
Определение нарушения осанки и плоскостопия.
Цель работы: выявить нарушения осанки и плоскостопие.
Оборудование: сантиметровая лента, отпечаток стопы на белой бумаге.
Проверьте свою осанку. Заполните таблицу.
Выявление боковых искривлений
1.Углы лопаток на одном уровне
2.Один плечевой сустав расположен выше другого
З. Треугольники, образованные между туловищем и опущенными руками, равны
4. Задние отростки позвонков образуют прямую линию
Мерной лентой измерьте расстояние между наиболее удаленными друг от друга точками плеча в области плечевых суставов« левой и правой руки:
А со стороны груди
Б со стороны спины
Разделите первый результат на второй. Чем дробь меньше, тем сутулость меньше. Если частное близко к 1, то это норма
Определение нарушений поясничного изгиба позвоночника
Встаньте спиной к стене
1. Просуньте ладонь между стеной и
2. Попробуйте просунуть кулак
Если последнее удастся, то осанка нарушена
Осанка нарушена _________________
Вывод: Возможные причины нарушения осанки: ____________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 2. Проверьте, нет ли у вас плоскостопия.
Получив на белой бумаге след ступни, проведите необходимые измерения.
1.Соедините касательной след от плюсны со следом от пятки (линия АК).
2.Найдите середину линии АК, обозначаем её буквой М.
3.Проведите два отрезка, перпендикулярные линии АК, восстановив их в точке касания А и в средней точке М. Точка пересечения линии МD со следом обозначена буквой С.
4.Измерьте отрезки АВ и СD. Точка С лежит в том месте, где линия МД пересекает след ступни в средней части. У некоторых отрезок СD может равняться нулю.
5.Определите соотношение СD и АВ и сопоставьте свои результаты со следующими нормативами. Отношение СDАВ х 100% не должно превышать 33%. Более высокие результаты говорят о плоскостопии.
Запишите полученные результаты.
1. Расстояние между головками плюсневых костей, сочленяющихся с первым и пятым пальцем, АВ =
2. Поперечник следа в средней части ступни СD=.
Если это отношение не превышает 33%, значит, норма.
Вывод на основе ваших измерений: плоскостопие есть или нет?