Осложнения после ожогов
Термический ожог
Отдых на даче незабываем! Здесь и свежий воздух, солнце, шашлыки или уха, а может быть, и плов, приготовленный в казане на огне. Все это очень вкусно, а сколько впечатлений! Но! Не стоит забывать: есть вероятность обжечься, или, как говорят врачи, получить термический ожог.
Термические ожоги – это повреждения кожи, которые появляются под действием пара и огня, из-за воздействия высоких температур, горячей жидкости или предметов. Как правило, приводят к термическому ожогу несчастный случай или неправильное обращение с огнем. На даче это может быть костер, мангал, газовая или электрическая плита, горячий чайник или сковородка, кипяток и так далее.
Чем точно НЕ надо лечить термические ожоги
К медикам порой обращаются пациенты, которые лечат ожоги самыми экзотическими методами. Прикладывают сливочное или растительное масло, сырые яйца, жир (свиной, гусиный и даже барсучий!), кефир и прочую кисломолочку.
– Из содержимого холодильника НИЧЕГО нельзя накладывать и намазывать на ожог, – предупреждают эксперты. – Такая помощь сделает только хуже, ожог может уйти в глубокие слои кожи.
Не надо наносить на ожог косметические средства, не советуют обрабатывать ожог даже перекисью водорода.
Первая помощь при термическом ожоге
При термическом ожоге очень важно грамотно оказать первую помощь. Итак, необходимо:
- Освободить обожженное место от одежды и охладить проточной водой или пакетом со льдом. Даже если после травмы прошло полчаса, лед все равно будет уместен. Держать минимум 10–15 минут. Это уменьшит глубину ожога и отеки.
- Если есть средство первой помощи при ожогах, нанести тонким слоем.
- Перевязать бинтом, или чистой простыней.
- Дать пострадавшему 1 таблетку антигистаминного препарата и обезболивающее.
- Ни в коем случае нельзя вскрывать появившиеся на ожоге пузыри. Так в рану может попасть инфекция.
- До прибытия врача (если пострадавшему понадобилась помощь медиков) давать пострадавшему пить горячий чай, щелочную минеральную воду.
Когда необходимо обращаться к врачу?
Есть ситуации, когда нужно обязательно обращаться за помощью к медикам, не тянуть. В каких случаях это нужно делать при термических ожогах?
- Если это ожог лица, головы или шеи, и он имеет большую площадь. Не надо ждать до завтра, необходимо вызывать «Скорую» или везти пострадавшего в ближайшую больницу.
- Ожог занимает большую площадь, по размеру равную нескольким (от 5 и больше) ладоням пострадавшего, плюс образовались пузыри (в этом случае, если раны соприкасаются с одеждой, до приезда врача нужно проложить их сухими стерильными салфетками).
- Если пострадавший – ребенок или пожилой человек.
- Если обожжены обе конечности, паховая область.
Правила ладони и «девяток»: степени термических ожогов
При обширных поражениях кожи бывает важно определить процент ожога тела. Как это сделать?
– Тут работает «правило девяток», – объясняют эксперты. – Голова – 9%, рука – 9%, половина туловища – 18%, нога – 18%. Также в некоторых случаях используют другой метод – «правило ладони». Ладонь человека равна примерно 1% поверхности его тела. Обширным считается ожог более 30%.
– Если это серьезный ожог, то обязательно нужно лечение в специальных условиях, в стационаре. Самыми сложными считают 3–4-е сутки после получения термической травмы. В это время начинается пик интоксикации организма. В это время нужно, чтобы пациент находился под наблюдением медиков.
Профилактика в домашних условиях
Главная профилактика – соблюдение правил техники безопасности при обращении с огнем, бытовыми приборами, опасными веществами и предметами, которые могут стать причиной термического ожога.
Если в доме или на даче с вами маленькие дети, нужно быть внимательными, и следить за их перемещениями и действиями — особенно, когда на кухне кто-то готовит еду, если разведен костер. Детям постарше обязательно надо объяснять правила безопасности.
Одна из самых распространенных ситуаций: мама или бабушка отвернулась, а ребенок вылил на себя кипяток из кружки, опрокинул кастрюлю с супом, схватил горячую сковородку, приблизился к открытому огню и так далее. Ставьте горячие чайники и кастрюли подальше от края, чтобы ребенок не дотянулся.
И на всякий случай хранить в аптечке средства от ожогов.
Поздние осложнения ожогов
Поздние осложнения ожогов включают:
1) инфекцию, сепсис, полиорганную недостаточность;
2) желудочно-кишечные кровотечения;
3) увеличение метаболизма;
4) местные проблемы.
ИНФЕКЦИЯ И СЕПСИС
Через 36 ч после ожога самую большую угрозу жизни пострадавшим представляет инфекция.
Ясно, что интубированному больному всегда грозит нозокомиальная пневмония, в частности когда респираторное повреждение ослабляет защитные механизмы дыхательных путей (см. главы 26 и 27).
Разрушительная инфекция также может быть результатом повреждения кожи. В ожоговую рану и смежную ткань проникает множество бактерий. В первые 3—5 дней после ожога наиболее часто происходит инфицирование стафилококками, а через 5 дней преобладают грамотрицательные виды (особенно Pseudomonas). Помимо стандартных методов борьбы с инфекцией, опасность уменьшают тщательная обработка раны с местным применением антибиотиков, ранняя хирургическая обработка и закрытие раны, а также использование персоналом халатов, масок и перчаток. Системные антибиотики как профилактическое средство преимуществ не имеют. При этом нужно иметь в виду, что у пострадавших от ожогов ускорено выведение некоторых лекарственных средств, прежде всего аминогликозидов.
Повышенная температура тела затрудняет обнаружение раневой инфекции. Поскольку в результате усиленного обмена температура тела обожженных пациентов может повышаться до 38,5 °С, такая лихорадка не является обязательным показанием к парентеральному введению антибиотиков. Когда подозревается ожоговый сепсис, должны быть сделаны количественные оценки посевов культуры с обожженной кожи, подкожной ткани и смежной нормальной кожи. Рост микроорганизмов, превышающий 105 на 1 г ткани, или гистологическое подтверждение инфицирования смежной несожженной кожи укрепляет предположение о тяжести инфекции, даже если допустить наличие существенной ошибки выборки в количественной оценке посева. Однако если присутствуют острый подъем температуры, лейкоцитоз и нейтрофиллез или другие признаки сепсиса, антибиотики следует вводить на основании клинической картины задолго до того, как станут известны результаты этих исследований.
Ожоги могут вызвать синдром сепсиса и полиорганную недостаточность (см. главу 27 “Синдром сепсиса”). Неясно, является ли его причиной сама ожоговая рана, невыявленная инфекция или выделение токсинов (например, эндотоксинов) через стенки кишечника. Вероятность сепсиса можно свести к минимуму благодаря раннему иссечению раны и пересадке ткани, интенсивному парентеральному питанию, отказу от кортикостероидов и быстрой диагностике и лечению инфекций.
У обожженных пациентов часто встречается желудочно-кишечное кровотечение из-за образования острых (стрессорных) язв. Пострадавшие от ожога составляют одну из немногих групп, которой явно показана эмпирическая профилактика острой язвы. Для эффективной профилактики используют блокаторы гистамина или сукральфат. Антациды стоят дороже, чем блокаторы гистамина, но менее эффективно поддерживают рН желудочного содержимого выше 4,0.
Кроме того, антацидам сопутствует более высокая вероятность госпитальной пневмонии; поэтому они представляют терапию третьей линии.
Уровень метаболизма может удваиваться у пострадавших от ожогов II—III степени, занимающих более 50 % ППТ. Действительно, обширные ожоги вызывают самую большую из метаболических нагрузок, которые выдерживает человеческий организм. Полное выявление усиленного обмена может потребовать пять—семь дней.
У больных с обширными ожогами повышается температура тела в покое и большая доля потребляемой энергии расходуется на производство тепла для поддержания постоянного градиента между температурой организма и температурой окружающей среды, поэтому создание более высокой температуры окружающего воздуха уменьшает затраты тепла организмом. Чтобы снизить высокую вероятность нарушений функции желудка и кишечника, требуется интенсивное парентеральное питание, однако в течение 24—36 ч пребывания в стационаре от парентерального питания обычно отказываются из-за сложности поддержания жидкостного баланса в начальном периоде лечения. В этой стадии ежедневную энергетическую потребность в калориях можно примерно рассчитать, умножив массу тела в килограммах на 25 и прибавив к полученной величине процент обожженной поверхности от ППТ, умноженный на 40.
Достаточно обеспечивать 50— 60 % расчетной потребности в калориях, поскольку глюкоза минимизирует катаболические потери азота. Введение глюкозы со скоростью более 5—7 мл/кг/мин, однако, может привести к непереносимости глюкозы и увеличению СО2, связанному с избыточным питанием. Как источник оставшихся небелковых 40 % калорий можно использовать липиды.
Увеличение распада липидов, наблюдаемое у жертв ожога, является аргументом в пользу повышения доли калорий, вводимых в виде жира. Обычно дают 2 г белка на 1 кг массы тела. Увеличить выживаемость могут высокобелковые энтеральные диеты с соотношением калорий и азота, равным 100 : 1. Поскольку энтеральное питание сохраняет целостность слизистой оболочки, связывает желудочную кислоту и увеличивает сопротивляемость больного инфекции, переход от парентерального питания к энтеральному должен быть сделан в возможно более ранние сроки. (Полное обсуждение вопросов лечебного питания см. в главе 16.)
Осложнения ожогов
При первичном осмотре ожоговых больных серьезные осложнения ожогов, например, ингаляционные поражения могут отчетливо не проявляться. Поэтому при наличии в анамнезе указаний на возможность (по механизму травмы) ожога дыхательных путей следует быть чрезвычайно внимательным, обследуя больного. В первые 48 час после ожога часто возникает гипонатриемия, связанная отчасти с повышенным выделением антидиуретического гормона (АДГ) и гипотонической жидкости. При обширных глубоких ожогах, особенно циркулярных, следует помнить о возможности развития компартмент-синдрома. Допплеровская пульсометрия при этом имеет относительную ценность, поскольку выраженный компартмент-синдром может существовать достаточно длительное время, прежде чем начнет исчезать артериальный пульс. Практически все циркулярные ожоги требуют разрезов струпа. Однако показания к фасциотомии возникают редко, если не считать электроожоги. Циркулярные ожоги грудной клетки также могут потребовать рассечения струпа с целью улучшения механики дыхания, особенно у маленьких детей. Большое значение для профилактики осложнений имеет раннее начало зондового кормления, что способствует поддержанию нормального pH в желудке и предотвращению кровотечения из верхних отделов ЖКТ.
В более поздние сроки, через 7—10 дней после ожога, самым серьезным осложнением ожога может стать сепсис, источником которого является, как правило, ожоговая рана. Тяжелое ингаляционное поражение и сепсис — особенно неблагоприятное сочетание, приводящее обычно к мультиорганной недостаточности и смерти. Одним из источников сепсиса, о котором часто забывают, может быть септический тромбофлебит. развивающийся у 4—5% больных с обширными ожогами. При отсутствии лечения летальность при этом осложнении приближается к 100%. При подозрении на септический тромбофлебит необходимо тщательно обследовать все места, где до этого стояли венозные катетеры. Аспирация содержимого из этих участков, к сожалению, помощи в постановке диагноза не оказывает. При наличии малейшего отделяемого в области стояния катетера вена должна быть открыта, желательно с применением анестезии. Если получен гной, то всю вену следует удалить и рану оставить открытой. У септических ожоговых больных необходимо также помнить о возможности развития сепсиса, связанных с постоянным пребыванием в венах катетеризационных линий. Почечная недостаточность может осложнить ожог как следствие реанимационных, неадекватно проводимых мероприятий, сепсиса или токсического воздействии миоглобина или лекарственных препаратов. Гипертензия — проблема, с которой приходится сталкиваться при ожогах почти исключительно только в детском возрасте. Она может возникнуть непосредственно после ожога или спустя значительный промежуток времени (до 3 мес) после полного закрытия ран. Причиной данного осложнения, по всей видимости, является повышенное выделение ренина. Лечение проводится с помощью фуросемида (лазикс) и гидралазина (апрессин). Гипертензия может быть достаточно тяжелой и иногда, при отсутствии лечения, приводит к неврологическим расстройствам.
Как только раны закрыты, может возникнуть проблема, которая является достаточно серьезной, а именно — больные часто расчесывают себя столь яростно, что раздирают зажившие уже к этому времени донорские места и участки, куда были пересажены трансплантаты. К сожалению, не существует никаких надежных эффективных средств против зуда при ожогах. В какой-то степени могут помочь димедрол и гидроксизин (атаракс) в сочетании с увлажняющими кремами и применением давящей одежды. Дети склонны к развитию тяжелых гипертрофических рубцов. Использование специальной давящей одежды и четкое выполнение реабилитационной программы позволяют в некоторой степени предотвратить это осложнение.
Не менее серьезное осложнение ожогов представляет гетеротопическая кальцификация, которая может быть связана с переусердствованием в лечебной физкультуре, что иногда приводит к кровоизлияниям в мягкие ткани с последующим обызвествлением гематом. В литературе имеются даже сообщения о развитии в очень поздние сроки после травмы озлокачествления ожоговых рубцов. Это осложнение ожогов, как правило, происходит в тех случаях, когда раны, закрывшись в процессе заживления, вновь неоднократно открываются или очень плохо, медленно и длительно заживают.
Осложнения ожогов
При первичном осмотре ожоговых больных серьезные осложнения ожогов, например, ингаляционные поражения могут отчетливо не проявляться. Поэтому при наличии в анамнезе указаний на возможность (по механизму травмы) ожога дыхательных путей следует быть чрезвычайно внимательным, обследуя больного. В первые 48 час после ожога часто возникает гипонатриемия, связанная отчасти с повышенным выделением антидиуретического гормона (АДГ) и гипотонической жидкости. При обширных глубоких ожогах, особенно циркулярных, следует помнить о возможности развития компартмент-синдрома. Допплеровская пульсометрия при этом имеет относительную ценность, поскольку выраженный компартмент-синдром может существовать достаточно длительное время, прежде чем начнет исчезать артериальный пульс. Практически все циркулярные ожоги требуют разрезов струпа. Однако показания к фасциотомии возникают редко, если не считать электроожоги. Циркулярные ожоги грудной клетки также могут потребовать рассечения струпа с целью улучшения механики дыхания, особенно у маленьких детей. Большое значение для профилактики осложнений имеет раннее начало зондового кормления, что способствует поддержанию нормального pH в желудке и предотвращению кровотечения из верхних отделов ЖКТ.
В более поздние сроки, через 7—10 дней после ожога, самым серьезным осложнением ожога может стать сепсис, источником которого является, как правило, ожоговая рана. Тяжелое ингаляционное поражение и сепсис — особенно неблагоприятное сочетание, приводящее обычно к мультиорганной недостаточности и смерти. Одним из источников сепсиса, о котором часто забывают, может быть септический тромбофлебит. развивающийся у 4—5% больных с обширными ожогами. При отсутствии лечения летальность при этом осложнении приближается к 100%. При подозрении на септический тромбофлебит необходимо тщательно обследовать все места, где до этого стояли венозные катетеры. Аспирация содержимого из этих участков, к сожалению, помощи в постановке диагноза не оказывает. При наличии малейшего отделяемого в области стояния катетера вена должна быть открыта, желательно с применением анестезии. Если получен гной, то всю вену следует удалить и рану оставить открытой. У септических ожоговых больных необходимо также помнить о возможности развития сепсиса, связанных с постоянным пребыванием в венах катетеризационных линий. Почечная недостаточность может осложнить ожог как следствие реанимационных, неадекватно проводимых мероприятий, сепсиса или токсического воздействии миоглобина или лекарственных препаратов. Гипертензия — проблема, с которой приходится сталкиваться при ожогах почти исключительно только в детском возрасте. Она может возникнуть непосредственно после ожога или спустя значительный промежуток времени (до 3 мес) после полного закрытия ран. Причиной данного осложнения, по всей видимости, является повышенное выделение ренина. Лечение проводится с помощью фуросемида (лазикс) и гидралазина (апрессин). Гипертензия может быть достаточно тяжелой и иногда, при отсутствии лечения, приводит к неврологическим расстройствам.
Как только раны закрыты, может возникнуть проблема, которая является достаточно серьезной, а именно — больные часто расчесывают себя столь яростно, что раздирают зажившие уже к этому времени донорские места и участки, куда были пересажены трансплантаты. К сожалению, не существует никаких надежных эффективных средств против зуда при ожогах. В какой-то степени могут помочь димедрол и гидроксизин (атаракс) в сочетании с увлажняющими кремами и применением давящей одежды. Дети склонны к развитию тяжелых гипертрофических рубцов. Использование специальной давящей одежды и четкое выполнение реабилитационной программы позволяют в некоторой степени предотвратить это осложнение.
Не менее серьезное осложнение ожогов представляет гетеротопическая кальцификация, которая может быть связана с переусердствованием в лечебной физкультуре, что иногда приводит к кровоизлияниям в мягкие ткани с последующим обызвествлением гематом. В литературе имеются даже сообщения о развитии в очень поздние сроки после травмы озлокачествления ожоговых рубцов. Это осложнение ожогов, как правило, происходит в тех случаях, когда раны, закрывшись в процессе заживления, вновь неоднократно открываются или очень плохо, медленно и длительно заживают.