Прочитайте параграф 15 осанка предупреждение плоскостопия
Урок-исследование по биологии 8 класс на тему: «Осанка. Предупреждение плоскостопия»
Урок-исследование по теме: Осанка. Предупреждение плоскостопия. Тип урока: урок-исследование Цель: создать условия учащимся для эффективного усвоения знаний об осанке, предупреждении плоскостопия. дать понятия “осанка”, “плоскостопие”, познакомить с методами самоконтроля и коррекции осанки, нарушения свода стопы; разъяснить их отрицательные последствия; развивать способности к анализу и синтезу, отрабатывать умения вести диалог, обосновывать правила гигиены; воспитывать потребности в гигиенических знаниях. Личностные: овладение основными навыками нахождения и использования информации; формирование культуры здорового образа жизни; учиться самостоятельно выбирать привычки, обеспечивающие сохранение здоровья Познавательные: На основе наблюдения определять нарушения осанки и наличие плоскостопия; приводить доказательства необходимости соблюдения мер профилактики нарушения осанки и развития плоскостопия; умение определять понятие, обобщать, классифицировать, формулировать выводы; Регулятивные: Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности; умение организовывать свою деятельность, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты; умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование; Коммуникативные: организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать в группе; осознанно использовать речевые средства для представления результата. Оборудование: скелет человека, отчетный лист для лабораторной работы (Приложение №1), карточки с видами искривлений позвоночника, профилактикой нарушений (Приложение №2), раздаточный материал «Проверь себя» (Приложение №3). 1. Организационный момент (2-3 минуты). Приветствие учителя, проверка посещаемости. 2. Актуализация знаний (7 минут): Учитель: Давайте вспомним, что мы изучали с вами на прошедших занятиях. (Ответ учащихся: опорно-двигательную систему, скелет, мышцы) Учитель: Какую функцию выполняет опорно-двигательная система в организме человека? (Ответ: защитную, двигательную, опорную) Учитель: Вы правы, молодцы. А могут ли возникать проблемы с функционированием этой системы? Если да, то какие по вашему мнению? (Ответы: переломы, растяжения) Учитель: И это верно, но иногда нарушения в строении и функционировании ОДС могут возникать не только из-за столь радикальных причин, а из-за нарушений осанки или плоскостопия. Учитель применяет метод «Мозговой штурм»: Что вы знаете об осанке и плоскостопии? Что вы хотите узнать по этой теме? В чем заключается цель нашего урока? (учащиеся обобщают знания, имеющиеся по данной теме, формулируют цель и задачи урока; учитель фиксирует основные моменты на доске) Учитель: Итак, цели и задачи сформулированы, чтобы их решить необходимо работа в группах (опережающее задание: разбиться на группы и подготовить необходимый материал): 1 – информаторы (сбор информации по теме осанка, плоскостопие), 2- исследователи (изучить методику исследования нарушения осанки и выявления плоскостопия), 3 – испытуемые (подготовить отпечатки стоп и другое оборудование), 4 – аналитики (подготовить информацию о профилактики нарушений позвоночника и плоскостопия). 3. Работа в группах. (10 минут) Группа №1 получает задание: На основе собранных ей материалов составить схемы «Осанка» и «Плоскостопие». Группа №2 получает задание: Используя текст учебника с.75 и отчетный лист, выполните лабораторную работу «Осанка и плоскостопие» используя в качестве испытуемых – участников группы №3. Группа №3 выступает в роли испытуемых, при этом готовят справку о выявленных или отсутствующих нарушениях вместе с группой №2. Группа №4 выполняет задание: Проанализировать собранную информацию о нарушениях осанки и возникновении плоскостопия. Используя выданные иллюстрации, составить коллаж о методах профилактики этих нарушений. Деятельность учителя: наблюдает, координирует и корректирует деятельность учащихся. 4. Выступление групп. (12-15 минут) Группа №1 рассказывает о понятиях «Осанка» и «Плоскостопие», используя получившиеся схемы. Группа №2 и №3 докладывают о получившихся результатах исследования. Группа №4 рассказывает о видах нарушений осанки и причинах плоскостопия, защищают получившийся коллаж о профилактики этих заболеваний. Деятельность учителя: направляет учащихся, помогает обобщить полученные знания и результаты, если у них возникают проблемы. 5. Рефлексия (5 минут). Устная работа с рисунками из раздаточного материала. Учитель: Ознакомьтесь с рисунком №1, на нем изображены разные виды нарушений осанки, назовите их, есть ли среди предложенных изображение с нормальной осанкой? Учащиеся работают с изображением, отвечают на вопросы. Учитель контролирует и корректирует ответы. Учитель: Обратите внимание на рисунок №2, какое изображение правильно характеризует положение ребенка за письменным столом? Учащиеся работают с изображением, отвечают на вопросы. Учитель контролирует и корректирует ответы. Учитель: Посмотрите на рисунок №3, что вы можете сказать о мерах профилактики нарушений осанки и возникновения плоскостопия? Учащиеся работают с изображением, отвечают на вопросы. Учитель контролирует и корректирует ответы. 6. Домашнее задание § 15 читать, устно ответить на вопросы после параграфа Творческое задание: привести примеры (не менее 3), как в литературных произведениях воспевается красивая осанка (Н-р, «Сказка о царе Салтане» – «выступает будто пава»). Отчетный лист к лабораторной работе: Осанка и плоскостопие. Цель: научиться выявлять нарушения осанки и плоскостопие. Оборудование: сантиметровая лента, линейка, отпечаток стопы. 1. Измерьте расстояние между самыми отдаленными точками левого и правого плеча, отступая 3-5 см вниз от плечевого сустава, со стороны груди и со стороны спины Первый результат поделите на второй. Получившиеся результаты внесите в таблицу, сделайте вывод о наличии или отсутствии нарушений. Расстояние между точками плеча, см. со стороны груди (А) со стороны спины (Б) 2. Встаньте спиной к стене так, чтобы пятки, голени, таз и лопатки касались стены. Попробуйте между стеной и поясницей просунуть кулак. 3. Выявление плоскостопия: используйте отпечаток стопы. Найдите центр пятки и центр третьего пальца. Соедините найденные точки прямой линией. Если в узкой части след не заходит за линию – плоскостопия нет. Нарушение осанки и плоскостопиеВ ходе этого урока мы ознакомимся с различными нарушениями осанки и плоскостопием. А также узнаем, какие правила необходимо выполнять, чтоб избежать таких ситуаций. Тема: Опорно-двигательная система Урок: Нарушение осанки и плоскостопие ВведениеАктивная физическая деятельность – одно из главных условий гармонично развитого человека. При постоянной физической нагрузке у человека развивается костный аппарат, увеличивается мышечная масса, улучшается состояние кровеносной и пищеварительной систем. Но часто люди двигаются значительно меньше, чем это необходимо, и у них развивается гиподинамия. Гиподинамия – заболевание, которое развивается при недостатке двигательной активности. – Увеличение массы тела Ослабление работ сердечнососудистой, дыхательной и пищеварительной систем ОсанкаОсанка – это привычное положение тела при ходьбе или в покое. При правильной осанке плечи человека находятся на одном уровне, живот подтянут, ноги прямые, мышцы хорошо развиты, походка легкая. Правильная осанка обеспечивает нормальную работу внутренних органов. Заболевания, спровоцированные неправильной осанкойСутулость (дугообразный кифоз). Для ее выявления необходимо измерять расстояние между плечами спереди и со спины. Если оно примерно одинаковое, то нет патологии. А если расстояние со стороны спины значительно превышает расстояние спереди, то у человека кифоз (см. Рис. 1). Лордоз. Проявляется в деформации позвоночника и характеризуется болями в пояснице (см. Рис. 2). Тело при ходьбе немного запрокидывается назад. Лордоз определяют, становясь к стене так, чтоб к ней прикасались только лопатки, плечи и ягодицы. В цель между поясницей и стеной в норме должна проходить только ладонь, идущая параллельно стене. Если же проходит кулак, то осанка нарушена. Сколиоз – боковое искривление позвоночника (см. Рис. 3). Происходит искривление грудной клетки, плечи и лопатки находятся на разных уровнях. Уменьшается подвижность позвоночника, и могут возникать боли в его грудном отделе. Для определения сколиоза смотрят на уровни плеч и углов лопаток, на размеры треугольников между туловищем и опущенными руками. Рис. 3. Правила предупреждения заболеваний, провоцированных неправильной осанкойДля того чтобы такие заболевания не развивались, в первую очередь необходимо следить за своей осанкой. Нужно не сутулиться при ходьбе, носить учебники в рюкзаке за спиной, а не в сумке на 1 плечо. Во время работы надо сидеть прямо и держать ноги под прямым или тупым углом, они должны упираться в пол (см. Рис. 4). Расстояние между грудью и партой должно составлять ширину ладони. При сидении человек должен занимать весь стул, локти держать на столе. Рис. 4. Правильная осанка при работе за столом Систематические занятия спортом способствуют развитию гибкости позвоночника и формированию правильной осанки. Проверка гибкости позвоночникаДля того чтобы проверить гибкость позвоночника, необходимо встать на ступеньку лестницы или на небольшую подставку (см. Рис. 5). После чего необходимо, не сгибая колени, наклониться вперед и постараться достать руками нижнего края опоры, и, по возможности, наклониться ниже ее. После этого измерять расстояние от кончика среднего пальца до той поверхности опоры, на которой стоит человек. Для мальчиков результат хороший, если это расстояние составляет 6 – 9 см, для девочек – 7 – 10 см. Если же кончики средних пальцев не дотягиваются до опоры, то можно говорить о недостаточной гибкости позвоночника. Рис. 5. Определение гибкости позвоночника ПлоскостопиеВ норме у человека средняя часть стопы немного приподнята – образуется свод стопы. Это смягчает движение при ходьбе или при прыжках. При плоскостопии свод стопы уплощается, и нога соприкасается с землей практически всей поверхностью. Развитие плоскостопия связано с ношением слишком узкой обуви или обуви на слишком высоком каблуке. Если у человека развивается плоскостопие, он ощущает быструю утомляемость ног, боль в области щиколоток, голени, поясницы. Меры предупреждения плоскостопия: – Ходьба на цыпочках – Ходьба на внешней стороне стопы – Ходьба на внутренней стороне стопы – Попеременное сжимание пальцев стопы – Бросок небольшого предмета пальцами стопы – Занятие плаванием и различными спортивными играми Для определения плоскостопия берут белый лист бумаги, кладут его на пол, смазывают ногу жирным кремом и становятся на лист белой бумаги (см. Рис. 6). На образовавшемся следе соединяют крайние точки со стороны большого пальца и пятки прямой линией. Затем находят среднюю точку (М), и проводят перпендикуляры (АВ, МD). Точку пересечения MD со следом обозначают буквой С. И отрезок CD делят на АВ. Если результат больше, чем 0,33, то у человека плоскостопие. Рис. 6. Определение плоскостопия Список литературы 1. Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. Биология. 8. – М.: Дрофа. 2. Пасечник В.В., Каменский А.А., Швецов Г.Г. / Под ред. Пасечника В.В. Биология. 8. – М.: Дрофа. 3. Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. Биология. 8. – М.: Вентана-Граф. Рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет Домашнее задание 1. Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. Биология. 8. – М.: Дрофа. – С. 75, задания и вопрос 1, 2, 3. 2. Что такое сколиоз, и каким образом необходимо осуществлять его профилактику? 3. Каковы причины возникновения плоскостопия? 4. Проведите небольшую практическую работу, в которой проверьте себя или свою семью, друзей на наличие сколиоза, лордоза, кифоза, плоскостопия. Запишите ход работы и результаты. Если вы нашли ошибку или неработающую ссылку, пожалуйста, сообщите нам – сделайте свой вклад в развитие проекта. Нарушение осанки и плоскостопиеУрок 16. Биология 8 классКонспект урока “Нарушение осанки и плоскостопие”У каждого человека есть привычное для него положение тела в покое и движении, или другими словами – осанка. Осанка – это привычное положение тела при стоянии, сидении, ходьбе и работе. Она зависит от развития скелета и мышц. У человека с хорошей, правильной осанкой прямая спина, расправленные плечи, находящиеся на одном уровне, поднятая голова, его грудь немного выступает над животом. Такой человек выглядит стройным и красивым. При правильной осанке изгибы позвоночника умеренные, имеют равномерно-волнообразный вид. Лопатки расположены симметрично, плечи развёрнуты. Мышцы у людей с правильной осанкой упругие, движения собранные и чёткие. Правильное функционирование всех органов, высокая работоспособность возможны только при правильной осанке. Совсем по-другому выглядит человек с плохой осанкой. У него голова выдвинута вперёд, грудная клетка уплощена, плечи сведены кпереди, живот выпячен, а грудь западает. При неправильной осанке могут возникать разнообразные искривления позвоночника: боковое искривление (сколиоз), избыточный поясничный лордоз или избыточный грудной кифоз («круглая спина», или сутулость). При сколиозе плечи, лопатки и таз расположены несимметрично. При неправильной осанке происходит смещение позвонков и межпозвоночных дисков. Это затрудняет работу сердца, лёгких и органов пищеварительной системы. В результате происходит снижение обмена веществ, появление головных болей, повышение утомляемости. Со временем развивается остеохондроз (заболевание, связанное с нарушениями в суставных хрящах и межпозвоночных дисках). При этом заболевании трудно ходить и нагибаться, по ночам больного мучают боли в спине и конечностях, он не может уснуть. Когда человек поднимает груз, нужно избегать глубоких прогибов позвоночника, так как нагрузка на позвоночник оказывается неравномерной и могут возникнуть болевые ощущения. Вот почему следует поднимать груз с прямой спиной. Осанка не передаётся по наследству, т. е. от родителей к детям. Процесс её формирования начинается с возраста от шести до восьми лет в период роста и развития скелета и продолжается примерно до двадцати одного года. У детей младшего школьного возраста мышцы туловища ещё развиты слабо, поэтому их осанка неустойчива.
Необходимо также соблюдать правильную позу в положении стоя. Всегда держи спину прямо, не сутулься. Голова должна быть приподнята, плечи расправлены, живот втянут, масса тела должна быть распределена равномерно на две ноги. При ходьбе держись прямо. Иди свободным, пружинистым шагом. Начинай движения от бедра, а не от колена. Если несёшь что-нибудь тяжёлое, распредели груз равномерно в обе руки. Когда это невозможно, неси его то в одной, то в другой руке.
Книги и школьные тетради лучше всего носить в специальных рюкзаках, надеваемых на оба плеча. Нельзя спать на сильно прогибающейся кровати. Постель должна быть ровной и не очень мягкой. Хорошей осанки никогда не будет у того, у кого слабые мышцы. Ведь именно мышцы поддерживают спину, плечи и голову. А они будут крепкими у того, кто занимается физкультурой. Ребята, у которых осанка испорчена, могут её исправить. Врачи выделяют три степени нарушения осанки. При 1-й степени отклонения от нормы слабо выражены и исчезают, если человек старается держать спину прямо. При 2-й степени отклонения более устойчивы, связаны с нарушением мышечной системы. Чтобы их исправить, нужно заниматься лечебной физкультурой. Искривления 3-й степени затрагивают скелет, поэтому лечению они поддаются с трудом. Осанка — важный показатель, характеризующий физическое развитие человека. Это характеристика человека, которая рассматривается как прямое отражение здоровья и физического развития. Серьёзной проблемой для многих людей является плоскостопие. Вы уже знаете, что в норме у человека стопа немного приподнята над поверхностью, она имеет сводчатую форму. Свод работает как пружина, которая поддерживается крепкими суставными связками и смягчает толчки тела при ходьбе. Когда человек долго стоит, переносит большие тяжести, постоянно носит неудобную обувь с узкими носами и высокими каблуками, связки растягиваются, что приводит к уплощению свода стопы и болям в ногах. Это заболевание называется плоскостопием, т. е. стопа становится плоской и не может уменьшать нагрузки. Для предупреждения плоскостопия рекомендуется ходьба босиком по неровной поверхности, например песку или гравию. Это способствует укреплению свода стопы. Также полезно выполнять упражнения для мышц стопы: ходьба на цыпочках, прыжки в длину и высоту, бег, игра в футбол, баскетбол, волейбол и плавание. Исправляют плоскостопие также с помощью стелек-супинаторов. Они поддерживают внутреннюю зону стопы, что улучшает положение её костей. Итог урока. Осанка — это не только привычное положение человека в покое и в движении, но и признак состояния здоровья, гармоничного развития опорно-двигательной системы, привлекательной внешности. Правильная осанка обеспечивает правильную работу внутренних органов человека. Неправильное положение тела при стоянии, сидении, недостаточное развитие мышц ведёт к искривлению позвоночника. Плоскостопием называются болезненные изменения стопы, при которых уплощаются её своды. Биология в лицееСайт учителей биологии МБОУ Лицей № 2 г. Воронежа, РФ Site biology teachers lyceum № 2 Voronezh city, Russian Federation Нарушения осанки и плоскостопие Осанка и ее коррекция Осанка – привычное положение тела человека в покое и при движении. При правильной осанке у человека плечи находятся на одном уровне и слегка развернуты, живот подтянут, ноги прямые, походка легкая. Правильная осанка обеспечивает нормальную работу внутренних органов (легких, сердца, желудка и др.). К нарушениям осанки приводят неполноценное питание, недостаток в пище белков, минеральных солей, витаминов, а главное – неравномерное распределение нагрузки на тело и нетренированность мышц. Неправильная посадка за партой, столом – частая причина нарушения осанки. Неправильная посадка может привести к сколиозу – боковым искривлениям позвоночника, развитию сутулости и впалой груди . При нарушении осанки часто происходит смещение позвонков и межпозвоночных дисков. Это ведет к ряду тяжелейших болезней. На формирование осанки влияют также манера человека стоять, его походка. Неправильная осанка не только делает фигуру некрасивой, вредно влияет на работу внутренних органов, но и противопоказана для некоторых профессий. При нарушениях осанки нередко приходится обращаться к врачу. Для ее коррекции обычно назначают индивидуальный комплекс физических упражнений. С помощью систематических занятий корригирующей гимнастикой можно исправить многие дефекты опорно-двигательной системы. Предупреждение искривлений позвоночника Особенно важно следить за осанкой в детстве, когда опорно-двигательная система развивается. Кости у детей гибкие и легко искривляются. При переносе тяжестей нагрузка должна быть посильной и распределяться равномерно. Младшим школьникам носить учебники лучше в ранце, за спиной. Если ученик пользуется портфелем, нужно помнить, что нельзя носить его все время в одной руке. Сидеть во время работы за столом, партой также нужно правильно. Это сохранит здоровье, красоту тела, повысит работоспособность. Сидеть надо прямо, слегка наклонив туловище и голову. Расстояние от глаз до рабочего места – 30-35 см, между грудью и партой – ширина ладони. Ноги должны упираться в пол или подставку полной ступней. При сидении человек должен занимать весь стул или скамью, локти держать на столе. При движении и стоянии тело следует держать прямо, равномерно опираться на обе ноги. Систематические занятия физической культурой, спортом способствуют правильному формированию опорно-двигательной системы и осанки. Различают три степени нарушений осанки. При нарушениях первой степени отклонения от нормы слабо выражены и исчезают в прямой стойке. При нарушениях осанки второй степени отклонения от нормы устойчивы. Они не исчезают в прямой стойке, но связаны, как правило, только с неразвитостью мышечного аппарата, а потому поддаются исправлению. Искривления позвоночника третьей степени затрагивают скелет и лечению поддаются с трудом. Обычно с нарушениями первой степени человек справляется сам. Нарушения второй степени требуют консультации специалиста. При тяжелых нарушениях третьей степени необходимо систематическое лечение и даже оперативное вмешательство, например для устранения горба. Предупреждение плоскостопия Средняя часть стопы немного приподнята, имеет сводчатую форму. Это позволяет смягчать толчки при ходьбе и прыжках. Если люди большую часть дня проводят на ногах, переносят большие тяжести, у них может развиться плоскостопие, т. е. форма свода стопы меняется, становится плоской. К плоскостопию может привести очень узкая и тесная обувь или увлечение обувью на высоких каблуках. Люди с плоской стопой при ходьбе и стоянии быстро устают. Для предупреждения плоскостопия существуют специальные упражнения. Полезно также ходить босиком, на цыпочках, заниматься плаванием, подвижными играми. Обувь должна быть на небольшом каблуке (3-5 см). Как узнать, плоская ли у вас стопа? Возьмите лист белой бумаги и положите его на пол. Затем встаньте на него мокрой ногой. Получится след. Соедините самые крайние точки со стороны большого пальца и пятки – линия АК. Найдите среднюю точку М. Затем восстановите перпендикуляры АВ и MD от точек А и М. Найдите точку пересечения MD со следом и обозначьте ее буквой С. Затем CD разделите на АВ. Если получится число больше 0,33, то имеет место плоскостопие, если меньше, то все в порядке. У многих людей отрезок CD равен нулю, это в пределах нормы. Существует и более быстрый прием определения плоскостопия. На следе центр пятки соединяют с центром третьего пальца, если полученный отрезок не пересекает след в самой узкой его части, то плоскостопия нет. Осанкой называют привычное положение тела в покое и при движении. Правильная осанка обеспечивает нормальную работу мышц и внутренних органов. Нарушения осанки возникают под влиянием неправильного питания и неравномерной нагрузки при ходьбе, сидении, переносе тяжестей. В связи с прямохождением стопа человека приобрела сводчатую форму. Опущение, т. е. уплощение, свода стопы затрудняет движения в суставах ноги и тазового пояса и приводит к плоскостопию. Плоскостопие может быть предотвращено корригирующей гимнастикой. Adblockdetector Для любых предложений по сайту: [email protected]
|