Лабораторная осанка и плоскостопие
Лабораторная осанка и плоскостопие
Подробное решение Параграф § 15 по биологии для учащихся 8 класса, авторов Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев 2014
Вопросы в начале параграфа.
Вопрос 1. Что такое осанка и каковы причины ее нарушения?
Осанка – это привычное положение тела при стоянии, сидении и ходьбе. Она зависит от формы позвоночного столба, положения головы, плечевого пояса и грудной клетки.
Неправильное положение костей приводит к смещению или сдавливанию внутренних органов, что нарушает их кровоснабжение и затрудняет работу. Привычка горбиться, сутулиться, неправильно сидеть за столом может привести к неравномерному распределению нагрузок на отдельные позвонки. В этом случае с возрастом межпозвоночные хрящевые диски истончаются, деформируются и смещаются, защемляя нерв.
Вопрос 2. Почему сформировались своды стопы и отчего они деформируются?
Средняя часть стопы немного приподнята, имеет сводчатую форму. Это позволяет смягчать толчки про ходьбе и прыжках. Если люди большую часть дня проводят на ногах, переносят большие тяжести, у них может развиться плоскостопие ,т.е. форма стопы меняется, становится плоской. К плоскостопию может привести очень узкая и тесная обувь или увлечение обувью на высоких каблуках. Люди с плоской стопой при ходьбе и стоянии быстро устают.
Вопрос 3. Как можно определить искривление позвоночника и наличие (или отсутствие) плоскостопия?
Сколиоз – искривление позвоночного столба вбок.
Диагноз устанавливают на основании осмотра пациента. Осмотр должен быть выполнен в положении лежа, стоя, сидя. Изменяют длину ног, исследуют подвижность позвоночника во всех отделах. В какую сторону искривлен позвоночник определяют по направлению более выраженной дуги. Выполняются рентгеновские снимки в положении лежа и стоя, производят снимки со специальной укладкой для создания определенных проекций снимков позвоночника, измеряют угол искривления.
Вопросы в конце параграфа.
Вопрос 1. Что происходит при нарушении осанки первой, второй и третьей степени?
При нарушении осанки первой степени отклонения от нормы выражены слабо и исчезают, если человек, просто контролируя себя, держится прямо. Нарушения осанки второй степени связаны с изменениями мышечного аппарата и исправляются при занятиях физкультурой и гимнастикой. Нарушения осанки третьей степени затрагивают скелет и требуют серьезного лечения.
Вопрос 2. Какие нарушения в работе внутренних органов происходят при неправильной осанке?
При неправильной осанке нарушается работа сердечно-сосудистой системы (работа сердца, сокращение стенок сосудов) и, как следствие, происходит ухудшение кровоснабжения различных систем органов. Нарушается функционирование дыхательной и пищеварительной систем.
Вопрос 3. Что такое плоскостопие, каковы его причины и принцип лечения?
Плоскостопие — болезненные изменения стопы, при которых уплощаются ее своды. Причинами плоскостопия являются неправильно подобранная обувь, длительное хождение или стояние, избыточная масса тела. При плоскостопии нарушается мышечный и связочный аппараты стопы, она расплющивается, порой отекает. Возникают боли в стопе, голени, бедре и даже в пояснице.
Для лечения плоскостопия применяют специальные стельки — супинаторы. Они поддерживают стопу в необходимом положении. Это улучшает положение костей стопы, а также костей голеностопного, коленного и тазобедренного суставов.
Вопрос 4. Проанализируйте: правильно ли положение вашего тела при чтении, письме, переносе тяжелых предметов.
Правильным является положение тела, при котором ученик глубоко сидит на сиденье стула, опираясь пояснично-крестцовой областью на спинку стула (глубина сиденья составляет 3/4 длины бедра), между туловищем и краем стола расстояние в ширину ладони. Это достигается, когда сиденье стула заходит за крышку стола на 5 см. Ноги в тазобедренном и коленном суставах находятся под углом 90 градусов. Стопы опираются на пол или подножку стола. Предплечья свободно лежат на крышке стола.
Ношение тяжелых предметов в одной руке не рекомендуется, так как это может привести к искривлению позвоночника.
Осанка и плоскостопие какая между ними связь?
Осанка и плоскостопие: какая между ними связь?
Нарушение осанки и плоскостопие — самые распространенные причины болей в спине у детей школьного возраста. Врачи-ортопеды констатируют: сегодня хотя бы одна из этих патологий диагностируется у каждого второго ребенка. Можно ли предупредить развитие недугов, и что делать, чтобы не усугубить их течение?
Что такое правильная осанка?
Осанка — это поза человека в расслабленном состоянии или при движении. При правильной осанке грудь слегка выпирает вперед, плечи отведены назад, живот втянут, голова держится прямо. Такое положение тела является наиболее устойчивым и создает минимальную нагрузку на позвоночник. Держа ровную спину, человек меньше устает, легче переносит физическую работу.
К наиболее распространенным видам нарушений осанки относятся:
Б: сутулость: шея вытянута вперед, плечи опущены;
В: вогнутая спина. Грудь и живот выпячены вперед. Плечи приподняты;
Г: круглая спина — усиленная форма сутулости. Грудной отдел позвоночника отклоняется назад, из-за чего спина выглядит сгорбленной;
Д: плоская спина. Поясничный отдел отклонен вперед, грудной — назад. Естественные изгибы спины «сглаживаются».
Кособокость. Правая и левая половины туловища выглядят асимметричными. Одно плечо приподнято, второе — опущено. Лопатки расположены не на прямой линии. Такое положение тела самым пагубным образом влияет на строение позвоночника человека, приводя со временем к смещению позвонков и развитию сколиоза.
Неправильная поза вызывает перенапряжение мышц спины, которые в свою очередь пережимают важные сосуды, снабжающие кровью головной мозг. В итоге пациент начинает жаловаться на:
- частые головные боли,
- быструю утомляемость,
- снижение концентрации внимания.
Чем раньше будет проведена коррекция осанки, тем больших проблем со здоровьем удастся избежать.
Как проявляется плоскостопие?
Под плоскостопием понимают уплощение сводов стопы. Из-за возникающей деформации слабеют мышцы, а затем и связки ног. При ходьбе ощущаются боли в ступне, голеностопном суставе, пояснице. У 10% пациентов патология обнаруживается при рождении. В остальных случаях заболевание приобретается в течение жизни.
Тяжелое плоскостопие у детей легко определяется визуально — по форме пяток. У больного ребенка они «завалены» внутрь или наружу. У медиков это называется О- или Х-образной деформацией голеностопных суставов. Патологические изменения связаны с тем, что вес тела на уплощенные стопы распределяется неравномерно.
Могут ли нарушения осанки вызывать плоскостопие?
Стопа человека устроена таким образом, чтобы выдерживать два вида нагрузок — нижние и верхние:
- первые обусловлены ударами ног о землю во время ходьбы,
- вторые — весом тела в вертикальном положении.
Как бы ни отклонялась ось позвоночника, сила, с которой туловище давит на ноги, остается неизменной. Поэтому сами по себе нарушения осанки вызвать уплощение ступней не способны.
Однако очень часто у детей отмечается одновременное развитие обеих патологий. Причина в том, что их появление могут провоцировать одни и те же негативные факторы:
- разная длина ног,
- избыточный вес,
- раннее хождение (в возрасте до 8-9 месяцев),
- рахит,
- эндокринные заболевания,
- ношение неправильно подобранной обуви.
Нарушения осанки становятся заметными практически сразу. А вот симптомы плоскостопия нарастают постепенно. Поэтому у родителей может возникнуть иллюзия, что первый недуг у ребенка «потянул» за собой второй.
Как влияет плоскостопие на осанку?
Обратная ситуация, когда имеющееся плоскостопие влечет за собой искривление позвоночника, возникает при запущении болезни у подавляющего большинства пациентов. Дело в том, что в результате деформации стопа утрачивает свою рессорную функцию. Если ее изогнутый свод гасит до 70% нагрузок, возникающих при ударах о землю, то «распластанный» костно-мышечный аппарат передает все толчки наверх без изменений.
Пытаясь защитить от сотрясений внутренние органы, организм создает последний барьер — заставляет человека отклонять положение тела при ходьбе в сторону. Таким образом усиливается амортизирующая способность позвоночника. В детском возрасте деформация быстро закрепляется. Позвонки закручиваются в «пружину», и у ребенка развивается сколиоз или кифоз. Чтобы не допустить этих проблем, важно вовремя обнаружить и начать лечение плоскостопия.
Профилактика и лечение ортопедических болезней у детей
Избежать развития недугов поможет соблюдение простых правил:
Формирование правильной осанки. Родителям нужно постоянно следить за тем, чтобы ребенок держал ровную спину при ходьбе и сидении за столом. Стол для учебных занятий должен быть оборудован так, чтобы школьнику было за ним удобно. Высота стула не должна превышать длину голеней. Если стул слишком высокий, необходимо подставлять под ноги скамейку. Спина должна вплотную прикасаться к спинке стула. Чтобы ребенок не наклонял голову при чтении, книги нужно ставить на пюпитр.
Симметричные нагрузки. Нельзя допускать, чтобы ребенок носил тяжести в одной руке. Портфель школьник должен носить на спине, причем всегда на двух лямках.
Регулярные физические занятия. Неправильную осанку или плоскостопие могут вызывать недостаточная физическая активность, долгое сидение или стояние на одном месте. В детском возрасте простую гимнастику необходимо выполнять ежедневно. Полезны также подвижные игры, плавание, езда на велосипеде с высоким рулем, катание на лошадях. Вредны длительная езда на самокате, занятия теннисом, бадминтоном и фехтованием — такие виды спорта создают неравномерные нагрузки на туловище.
Удобное спальное место. Матрас должен быть жестким, подушка — низкой, длина кровати — соответствовать росту ребенка. Знаменитый японец Кацудзо Ниши (инженер по образованию, ученый) разработавший самую эффективную безмедикаментозную систему оздоровления позвоночника говорит, что чем толще ваш матрас — тем больше у вас болезней. Матрас должен быть минимально тонким — как циновка
Выбор правильной обуви. Обувь должна быть слегка свободной в пальцах, с жестким задником, нигде не тереть. Допустимая высота каблука — 2-3 см.
Босохождение. Давайте детям максимальное количество времени ходить и бегать босиком.
При уже обнаруженных нарушениях в ежедневную гимнастику ребенка вводятся специальные корригирующие упражнения. Рекомендуется использование супинаторов, корсетов для осанки. В тяжелых случаях показано ношение ортопедической обуви.
Осанка как у королевы
Осанка и плоскостопие (стр. 1 из 3)
Министерство образования РФ
Череповецкий государственный университет
Кафедра анатомии и физиологии
Реферат
на тему: «Осанка и плоскостопие»
1.1 Признаки правильной осанки……………………………………………3
1.2 Факторы, определяющие осанку………………………………………. 3
1.3 Распространенность и причины возникновения нарушений осанки у детей……………………………………………………………………………4
2.1 Нарушения осанки в сагиттальной плоскости…………………………5
2.1.1.Нарушения осанки с увеличением физиологических изгибов позвоночника……………………………………………………………………5
2.1.2.Нарушения осанки с уменьшением физиологических изгибов позвоночника…………………………………………………………………….6
2.2.Нарушение осанки во фронтальной плоскости………………………. 7
3. Профилактика нарушений осанки…………………………………………..8
3. Профилактика плоскостопия………………………………………………16
Список использованной литературы………………………………………….18
1. Нормальная осанка.
Под осанкой понимают привычную непринужденную позу человека в покое и при движениях, которую он принимает без излишнего мышечного напряжения. Правильная осанка обеспечивает оптимальные условия для функционирования всех органов и систем организма как единого целого. Человек приобретает (формирует) осанку в процессе своего роста и развития. Определенную роль играют наследственность, перенесенные заболевания, бытовые условия.
Осанка – одно из важнейших понятий для определения положения тела ребенка в пространстве, обнаружения признаков неблагополучия, заболеваний, связанных с нарушением статико-динамических свойств позвоночника, нижних конечностей.
1.1. Признаки правильной осанки
Правильная осанка характеризуется симметричным расположением частей тела относительно позвоночника. При этом голова держится прямо: линия, проведенная через наружный слуховой проход и нижний край глазницы горизонтальна; плечевые суставы разведены; надплечья на одном уровне; углы, образованные боковой поверхностью шеи и надплечьем симметричны; живот подтянут; ноги выпрямлены в коленных и тазобедренных суставах. Грудная клетка не имеет западений и выпячиваний, симметрична относительно средней линии; лопатки симметричны, на всем протяжении равномерно прилегают к грудной клетке; треугольники талии симметричны. Позвоночник не имеет патологических изгибов, величина физиологических изгибов и угол наклона таза в пределах возрастной нормы. Отвес, опущенный от основания черепа, проходит вдоль линии остистых отростков, межъягодичной складки и проецируется на опору посредине между пятками. Отвес, опущенный от нижнего угла лопатки, проходит через центр подъягодичной складки, центр подколенной ямки и проецируется на опорную поверхность на уровне центра пятки.
1.2.Факторы, определяющие осанку
Осанку определяют многие факторы, перечислим наиболее значительные.
· Длина и форма конечностей. Для правильной осанки необходимо чтобы длина и форма ног были одинаковы, поскольку даже при небольшой разнице в функциональной длине конечностей не может быть правильного положения тазовых костей и крестца. Крестец – это основание позвоночника, на нем базируются все остальные отделы. Поэтому даже небольшое отклонение крестца от правильного положения ведет к значительным изменениям положения верхних отделов позвоночника.
· Угол наклона таза – угол, образуемый горизонтальной плоскостью и плоскостью входа в малый таз. В норме у женщин этот угол равен 55-60 градусам, у мужчин – 50-55 градусам. Величина этого угла во многом определяет величину изгибов позвоночника в сагиттальной плоскости.
· Положение и форма позвоночника. В норме позвоночник имеет изгибы в сагиттальной плоскости: грудной и крестцово-копчиковый кифозы, поясничный и шейный лордозы. Во фронтальной плоскости позвоночник изгибов не имеет;
· Положение лопаток. В норме лопатки расположены симметрично, на всем протяжении равномерно прилегают к грудной клетке.
· Степень развития мускулатуры. В настоящее время известно две системы поперечнополосатых мышц. Они различаются между собой тем, что одни склонны к повышению тонуса и укорочению, а другие – к гипотонии и увеличению длины. К первым относятся: икроножная, прямая бедра, подвздошно-поясничная, напрягающая широкую фасцию бедра, задняя группа бедра, грушевидная, разгибатели спины, грудинная часть большой грудной, поднимающая лопатку и некоторые мышцы верхних конечностей. Ко вторым относятся: большие, средние, малые ягодичные, широкие головки четырехглавой мышцы бедра, передняя большеберцовая, малоберцовые, мышцы брюшного пресса, нижние фиксаторы лопаток, поверхностные и глубокие сгибатели шеи. У детей дошкольного возраста на мышцы приходится 21-25% массы тела, у взрослого – 35 – 40% и более. Поэтому даже небольшие отклонения от оптимальных значений мышечного тонуса приводят у детей к значительным нарушениям осанки.
· Наличие хронических болезней. Любое хроническое заболевание сопровождается появлением защитного напряжения мышц над больной областью, что изменяет мышечный баланс во всем теле. Некоторые заболевания сопровождаются нарушением дыхательного стереотипа или принятием вынужденного положения. Это тоже нарушает осанку.
1.3.Распространенность и причины возникновения нарушений осанки у детей.
Нарушение осанки является весьма распространенной патологией. Им страдают по данным разных авторов от 60 до 70% детей. Эти величины вызывают особую озабоченность с учетом неблагоприятного влияния нарушенной осанки на работу всех органов и систем растущего организма.
Выделим внутренние и внешние причины формирования неправильной осанки. Внутренние причины – это дефекты формы и длины конечностей; не полностью исправленные кривошеи, дефекты зрения и слуха, хронические заболевания внутренних органов, болезни обмена веществ: рахит, различные паратрофии. Наиболее частой из внутренних причин является неврологическая патология. Для формирования нарушения осанки достаточно минимального изменения тонуса мышц. Распространенность неврологической патологии среди новорожденных составляет 60%. Далеко не все дети излечиваются полностью. Причиной формирования нарушенной осанки может послужить и травма опорно-двигательного аппарата.
Под внешними причинами мы понимаем организацию жизни ребенка, предусматривающую неоптимальную нагрузку на органы опоры и движения, центральную нервную систему. Прежде всего отметим режим дня, допускающий гиподинамию; стрессирующие методы воспитания или обучения; мебель, не соответствующую росту и нагрузкам ребенка.
2. Виды нарушений осанки
Дефекты осанки условно можно разделить следующим образом: нарушения осанки во фронтальной, сагиттальной плоскости и обеих плоскостях одновременно. Для каждого вида нарушения осанки характерно свое положение позвоночника, лопаток, таза и нижних конечностей. Сохранение патологической осанки возможно благодаря определенному состоянию связок, фасций и мышц.
2.1 Нарушения осанки в сагиттальной плоскости
Нарушение осанки в сагиттальной плоскости может быть связано как с увеличением одного или нескольких физиологических изгибов, так и с уменьшением их.
2.1.1.Нарушения осанки с увеличением физиологических изгибов позвоночника
У сутулых детей укорочены и напряжены верхние фиксаторы лопаток, большая и малая грудные мышцы, разгибатели шеи на
уровне шейного лордоза. Длина разгибателя туловища в грудном отделе, нижних, а иногда и средних фиксаторов лопаток, мышц брюшного пресса, ягодичных, напротив, увеличена. Живот выступает.
Кругловогнутая спина – нарушение осанки состоящее в увеличении всех
Тема: «Опорно-двигательная система». Урок: «Осанка. П Предупреждение плоскостопия». План урока: Осанка. Нарушение осанки. Плоскостопие. Выявление плоскостопия. – презентация
Презентация была опубликована 4 года назад пользователемВалерий Кусаков
Похожие презентации
Презентация по предмету “Биология и Экология” на тему: “Тема: «Опорно-двигательная система». Урок: «Осанка. П Предупреждение плоскостопия». План урока: Осанка. Нарушение осанки. Плоскостопие. Выявление плоскостопия.”. Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:
1 Тема: «Опорно-двигательная система». Урок: «Осанка. П Предупреждение плоскостопия». План урока: Осанка. Нарушение осанки. Плоскостопие. Выявление плоскостопия. За страницами учебника биологии.
2 Осанка. Осанка – это привычное положение тела при стоянии, сидении и ходьбе. Осанка зависит от формы позвоночного столба, положения головы, плечевого пояса и грудной клетки. При правильной осанке – спина прямая, голова слегка откинута назад, плечи расправлены, живот втянут. Все это способствует нормальному функционированию внутренних органов и органов движения.
3 Осанка. Осанка- привычное положение тела при стоянии, сидении и ходьбе. Правильная осанка: спина прямая, голова откинута назад, плечи расправлены и живот втянут ( рис.В). Привычка горбиться и сутулиться (рис.А, Б), приводит к деформации и смещении хрящевых дисков, а это приводит к развитию болезни- остеохондроз.
6 Различают три степени нарушения осанки: Первая степень: отклонения от нормы слабо выражены и исчезают, если человек старается держаться прямо и контролирует себя. Вторая степень: отклонения от нормы устойчивы, но как правило связаны лишь с нарушением мышечного аппарата, а потому поддаются исправлению при занятиях лечебной физкультурой и корригирующей гимнастикой.
8 Различают три степени нарушения осанки: Третья степень: искривления затрагивают скелет, поэтому лечению они поддаются с трудом (или не поддаются вообще).
11 Предупреждение искривлений позвоночника. Самостоятельная работа с текстом учебника. Правильно сидеть за столом. Размеры стола и стула должны соответствовать росту человека. Нельзя носить тяжести в одной руке. Нельзя наклоняться при физических упражнениях в одну сторону больше, чем в другую.
12 Нарушения позвоночника. Причины искривления позвоночника Меры предупреждения 1. Неправильная поза во время труда и отдыха. 2. Ношение тяжестей в одной руке. 3. Неравномерная нагрузка во время физической работы
13 Нарушения позвоночника. Причины искривления позвоночника Меры предупреждения 1. Неправильная поза во время труда и отдыха. 2. Ношение тяжестей в одной руке. 3. Неравномерная нагрузка во время физической работы Правильно сидеть за столом! Тяжести носить равномерно (два одинаковых пакета или рюкзак за спиной). Равномерно распределять нагрузку!
14 Плоскостопие. Плоскостопие – болезненные изменения стопы, при которых уплощаются ее своды. Причиной плоскостопия могут стать неправильно подобранная обувь, длительное хождение или стояние, избыточная масса тела. При плоскостопии нарушается мышечный и связочный аппараты стопы.
16 Предупреждение и лечение плоскостопия Плоскостопие- болезненные изменения стопы, при которых уплощаются ее своды. ПРИЧИНЫ: большая масса тела, длительное стояние или неудобная обувь. При значительном выраженном плоскостопии применяют стельки- супинаторы.
17 Домашнее задание: Домашнее задание: параграф 15 (стр ) параграф 15 (стр ) лабораторная работа (стр. 75) лабораторная работа (стр. 75) «Осанка и плоскостопие». «Осанка и плоскостопие».